- Лæппу кæнын – перевод
- см. Лæппу кæнынЛаппу канын – усыновление; один из древнейших обычаев осетин (мотивы усыновления встречаются еще в осетинском нартовском эпосе). Несмотря на древность своего происхождения, к обычаю лаппу канын прибегали крайне редко. К лаппу канын как форме установления искусственного родства прибегали бездетные родители, которые усыновляли, как правило осиротевших детей близких родственников. Случаи усыновления чужеродцев у осетин, как и других кавказских горцев, были крайне редкими, ибо коренным образом меняли столетиями существовавший порядок наследования имущества, чему сопротивлялись родственники усыновителя. «По обычаю, – писал М. Ковалевский, – усыновителем может быть только бездетный, а усыновляемым непременно родственник». Во всех случаях лаппу канын (за исключением усыновления кровника в случае примирения) усыновленный – канга лаппу, или хасга лаппу – наделялся всеми правами и обязанностями, как если бы это был родной (кровный) сын усыновителя (хъомылганджыта). Усыновление чужеродца сопровождалось принятием им чужой фамилии, что осуждалось осетинским традиционным обществом, придававшим родственным отношениям очень важное значение. Имеющийся этнографический материал свидетельствует о том, что в более древние времена обычай лаппу канын включал в себя обряд имитации родов у жены усыновителя, либо обряд «извлечения» ребенка из спины усыновителя (последний обряд лаппу канын возник, вероятно, под влиянием сказания о рождении одного из героев осетинского нартавского эпоса Батрадза из спины своего отца Хæмыца, куда магическим образом передала свою беременность его жена). Такой сын «узаконивался» на устраиваемом в честь его «рождения» пиршестве, после чего общество признавало его родным сыном «родивших» его родителей. Основным элементом всех обрядов лаппу канын (в том числе и усыновления кровника) было символическое кормление грудью усыновляемого (дзидзидарын), что закрепляло установленное родство между усыновленным и семьей усыновителя молочным родством, которое у осетин, как и других кавказских народов, почиталось выше, чем родство кровное.
Словарь по этнографии и мифологии осетин. 2014.